Нет, «жопы», как ты говоришь, в Германии нет — всё как и прежде, ну, может, чуточку иначе. С окончания Октоберфеста прошло десять дней: в этом году рекорд посещаемости не побили, но собралось 5,7 млн человек (в сравнении с абсолютным рекордом в 7,1 млн). Я к тому, что пивной фестиваль в кризисные времена страдает первым и служит своего рода лакмусовой бумажкой состояния экономики.
Цены на продукты действительно выросли, но они и так растут каждый год. Ещё во времена пандемии правительство объявило, что эпоха самых низких в Европе цен на продукты в Германии закончилась, и пора подтягивать их к общеевропейскому уровню. В нашей семье почти все — веганы, кроме меня и жены — поэтому это повышение не сильно ударило по семейному бюджету. К тому же мы стараемся закупаться в так называемых «турецких» и «русских» магазинах, где всё дешевле, чем в немецких дискаунтерах. Российские продукты постепенно заменяются польскими, чешскими и прибалтийскими — и это, с учётом наших многолетних пристрастий, конечно, печально.
С электроэнергией всё непросто. Сначала в городских саунах понизили температуру на несколько градусов, а затем и вовсе закрыли их до осени из-за роста цен на электричество. Сейчас многие сауны уже открылись снова. Люди вроде бы не жалуются на подорожание — например, вчера мы получили от нашего поставщика сообщение, что за прошлый год даже удалось сэкономить приличную сумму. Зимой квартиру мы не отапливаем: здесь зима тёплая, трава и многие деревья остаются зелёными круглый год. Конечно, по квартире в трусах не ходим, но часто спим с открытой балконной дверью. Так что рост цен на электроэнергию мы, возможно, и не заметим. Другое дело, если её отключат. Но пока этого не случилось, и если случится — мы, как законопослушные бюргеры, уже запаслись всем необходимым.