В этот приезд мы поселились в Мурино — небольшом городке на конечной станции метро «Девяткино» Кировско-Выборгской линии (М1) петербургского метрополитена, в получасе езды от центра Санкт-Петербурга. Сватья подруги жены на месяц уступила нам свою квартиру в обмен на уход за кошкой Чучей и поддержание чистоты и порядка.
Санкт-Петербург, 10.07.2021
С утра отправились в Санкт-Петербург. 25 июля состоится традиционный парад кораблей в честь Дня ВМФ, но мы решили заранее добраться до станции метро «Чернышевская» и пешком пройтись до набережной Невы, к месту прохождения флотилии. Вид этой части Невы впечатляет. Мы прогулялись вдоль набережной в сторону «Авроры», виднеющейся на противоположном берегу. Полюбовавшись революционным крейсером, прошли до Фонтанки и обошли весь Летний сад. Затем направились к Храму Спаса на Крови — бесспорно, одной из самых красивых достопримечательностей города. Пройдя вдоль канала Грибоедова, вышли на Невский проспект и свернули в небольшой переулок. Вскоре перед нами открылась Дворцовая площадь с Зимним во главе — одним из символов Северной столицы. Там мы помогли одному приезжему снять короткое видео с ним в главной роли, а спустя пару минут уже сидели в «Столовой №1» на Невском. За 425 рублей — то есть менее чем за пять евро на двоих — мы поели борща, жареную картошку с рыбой, выпили ягодный морс и стакан компота. Спустя какое-то время, сытые и довольные, стояли перед зданием Адмиралтейства. Сделав несколько селфи на фоне Медного всадника, обошли Исаакиевский собор, дошли до гостиницы «Англетер», связанной с гибелью Есенина, и примыкающего к ней ресторана «Астория». Прогулявшись вдоль Малой Морской, мы снова вышли на Невский проспект, а через час свернули на Владимирский. У Театра имени Ленсовета остановились у афиши — сегодня там дают «Бесов» Достоевского. Я пробежал глазами список актёров и понял, что не знаю никого. Миновав Собор Владимирской иконы Божией Матери, сели в метро на станции «Владимирская» и спустя 25 минут, после шестичасовой прогулки, опалённые солнцем до багровой красноты, вернулись в Мурино. По дороге купили узбекскую дыню, выпечку (курник, самсу, беляши, пирожки, колбаски в тесте), морсы и, измученные, добрались до своей однокомнатной конуры. Снаружи +33 °C, занавесок на окнах нет, но мы включили вентилятор, завернулись в мокрые простыни и сидим, ждём ближайшего дождичка. Авось повезёт. Может, даже сегодня.
Санкт-Петербург, 13.07.2021
Сегодня мы прогулялись от Площади Восстания до Свято-Троицкой Александро-Невской лавры. Неспешно прошлись по Невскому проспекту, время от времени сворачивая в разные улочки-переулочки. Совершенно случайно наткнулись на собор Феодоровской иконы Божией Матери — впечатляющее сооружение начала XX века в стиле древнерусских церквей, посвящённое 300-летию Дома Романовых. На Невском проспекте обнаружили привет из Баварии — бар с мюнхенским пивом Paulaner. Через несколько шагов наткнулись на ресторан грузинской кухни «Старое Тбилиси», у входа в который мы провели минут десять, листая красочное меню и живо обсуждая достоинства того или иного блюда.
На подступах к Лавре на постаменте возвышался тяжеловооружённый всадник — воплощение из металла князя Александра Невского. К сожалению, храм и многие постройки подворья были закрыты на ремонт. В трапезную мы не пошли — были сыты, хотя там подавали вареники. В монастырской лавке купили квас на солоде и ржаном хлебе, после решили пройтись по старому кладбищу. Первым нам встретился красноармеец, затем командир дальневосточного отряда, потом ещё один красноармеец с еврейской фамилией и памятником себе родному в полный рост, далее — «активный комсомолец, погибший на посту». Люди, служившие власти, не признававшей религию, многие сами неверующие — кто по убеждению, кто по положению, — похоронены здесь, на монастырском кладбище, всего в нескольких метрах от входа в храм. Тяжело осознавать, что эти люди, возможно, участвовали в убийствах соотечественников лишь за то, что те не были согласны ни с ними, ни с идеологией их вождей. Мне трудно смириться с тем, что происходило в годы революции и гражданской войны, поэтому я не смотрю ни художественные, ни документальные фильмы на эту тему.
Санкт-Петербург, 14.07.2021
Вечером, когда невыносимая жара наконец спала, мы доехали до станции метро «Площадь Восстания», пересели с красной линии (М1) питерского метрополитена на оранжевую (М4) и прибыли к Гостиному двору. На выходе у канала Грибоедова пахнуло свежестью и речной влагой. Рядом возвышался величественный Казанский собор, а вдали виднелся Спас на Крови. Мы направились вдоль канала к Банковскому мосту с крылатыми грифонами, которых, помнится, в фильме «Приключения итальянцев в России» пытались выдать за львов. Насладившись видами моста, канала и пролетающих мимо катеров, а также сделав множество селфи, мы свернули на улицу Ломоносова и не спеша дошли до одноимённой площади со скромным бюстом русского естествоиспытателя в центре. Оказалось, что находящийся неподалёку мост через Фонтанку тоже носит имя великого учёного.
В конце одной из прилегающих улиц мы заметили Александринский театр, окружённый дворцами царских вельмож. Перед входом в театр располагался небольшой сквер с высоченным монументом в виде колокола, увенчанным статуей Екатерины II, у ног которой разместились именитые сановники того времени: Суворов, Потёмкин, Державин и прочие. На противоположной стороне Невского проспекта виднелся знаменитый Елисеевский магазин.
Мы прогулялись по Невскому, пересекли Фонтанку и свернули на тихую улицу Рубинштейна, где расположен Малый драматический театр. Наше внимание привлекло громкое пение и игра скрипок с виолончелью на противоположной стороне улицы. Молодая женщина исполняла сольную партию какого-то оперного произведения так страстно и темпераментно, что заслуженные аплодисменты ещё долго звучали в её честь.
Довольные, мы продолжили путь и через сотню метров наткнулись на двухметрового мужчину, стоявшего, скрестив ноги, у неприметного кафе. Оказалось, что это Сергей Довлатов — вернее, памятник одному из лучших писателей-диссидентов 70-х годов. Преклоняюсь перед его талантом. Сам памятник называется «Соло на ундервуде» в честь одноимённого сборника рассказов писателя, а кафе рядом — бар «Компромисс», названный в честь одного из его лучших сборников о СССР 70-х.
Горячо обсуждая увиденное, мы добрались до перекрёстка Пяти углов, упомянутого в романе «Идиот» Достоевского. Здесь снова свернули на улицу Ломоносова, но уже с другой стороны Фонтанки, и направились к реке. Было десять вечера. Мы решили напоследок прогуляться вдоль канала, дойти до Сенной площади и оттуда на метро вернуться домой. По пути, как это часто бывает в Питере, наткнулись на очередную достопримечательность — Большой драматический театр имени Товстоногова (БДТ). Сразу вспомнились «Энергичные люди» с Лебедевым и Ковель, «Ханума» с Макаровой и Стржельчиком.
На Сенной пришлось немного поплутать в поисках входа на станцию, но уже через полчаса, мокрые и уставшие от множества впечатлений на протяжении пройденных сегодня одиннадцати километров, мы приняли душ и, завернувшись в привычные влажные простыни, забылись крепким сном.
Санкт-Петербург, 16.07.2021
Всякий раз перед тем, как здесь, в Мурино, сесть за компьютер, я открываю морозилку, достаю из груды пластиковых бутылок с замороженной водой две самые заледенелые и ставлю их возле ноутбука со стороны жёсткого диска — именно в этом месте компьютер нагревается сильнее всего. Такие вот нынче у «нас» в Мурино температуры. Старожилы утверждают, что такой жары прежде не было. И надо же, случилась именно в наш приезд. Ни раньше, ни позже.
В этот раз мы решили обойти Васильевский остров. И снова не рассчитали — количество достопримечательностей на квадратный километр превзошло все ожидания, так что осмотреть удалось лишь несколько центральных улиц и дюжину переулков. Выйдя на станции метро «Василеостровская», мы сразу наткнулись на бронзовую скульптуру возницы с лошадьми, запряжёнными в двухэтажный вагон конки. За углом нас встретил лютеранский собор Святого Михаила — такое количество протестантских церквей, вероятно, связано с влиянием немецко-шведской общины Петербурга. Чуть дальше расположился собор Святой Великомученицы Екатерины с огромным куполом и статуей ангела на вершине.
Мы прошли вдоль набережной Малой Невы и наткнулись на Институт физиологии, где работал Иван Петрович Павлов. За зданием, на небольшой аллее, возвышался бюст великого учёного — первого в России лауреата Нобелевской премии. Неподалёку находится площадь Сахарова со статуей узника в робе. Прошли мимо дома, где, судя по мемориальной доске, жили сплошные академики. Затем — дворец Александра Меншикова и кадетские корпуса.
Неподалёку — собор Святого Апостола Андрея Первозванного, напротив которого стоит бюст Фёдора Головина — первого кавалера ордена Андрея Первозванного. Рядом находится часовня Святого Благоверного Великого князя Киевского Владимира. Через дорогу — аптека профессора Пеля и его сыновей.
Наконец, мы вышли на набережную: слева вдалеке виднелась Петропавловская крепость, а напротив, через Неву, за чередой зданий возвышался купол Исаакиевского собора. Мы свернули на набережную Лейтенанта Шмидта. Вот Военно-морская академия, среди выпускников которой — этнограф и писатель Даль, адмиралы Ушаков и Нахимов.
У самой набережной, лицом к академии, стоит памятник первому русскому кругосветному путешественнику Ивану Фёдоровичу Крузенштерну. История Петербурга в очередной раз подтверждает пользу сотрудничества русских и немцев во благо российского государства. Все они с гордостью именовали себя русскими: Крузенштерн, Фаберже, Врангель, Фонвизин и другие.
Наконец, мы подошли к церкви Успения Пресвятой Богородицы — подворью Киево-Печерской лавры. Церковь украшал впечатляющий ансамбль куполов из золота и серебра. Мы прогулялись по другой стороне набережной мимо баркасов и катеров — рядом был порт, так что весь берег был усыпан красочными плавсредствами всех видов и размеров.
Ближе к одиннадцати мы спохватились и поспешили через Благовещенский мост мимо Исаакиевского собора к станции «Адмиралтейская», чтобы успеть вернуться в Мурино до закрытия метро. Через три четверти часа мы зашли в душную квартирку, обмотались мокрыми простынями и рухнули на свои диванчики в ожидании утренней прохлады.
Санкт-Петербург, 18.07.2021
Мы мчались в вагоне метро через весь город — от станции «Девяткино», через «Технологический институт» до конечной станции Московско-Петроградской линии М2 — «Купчино». Затем на маршрутном такси с ветерком домчались до Пушкина, бывшего Царского Села. Там, в режиме нон-стоп, обошли все основные достопримечательности: Екатерининский дворец с Янтарной комнатой, дворцовый парк с прудами, озёрами, статуями, беседками и многочисленными живописными постройками. Издали полюбовались Китайской деревней в Александровском парке. Убедились, что наши правители действительно жили в своё удовольствие. Пообедали в ресторане «SV», запомнившемся в одной из прошлых поездок в Петербург. Больше ничего впечатляющего не было, и мы быстро ретировались. В девятом часу вернулись в Мурино.
Санкт-Петербург, 23.07.2021
От станции метро «Чернышевская» мы вышли на набережную Невы и подошли к памятнику жертвам политических репрессий: два сфинкса, лежащие друг напротив друга, у каждого — наполовину женское лицо, наполовину череп. Свернув со Шпалерной улицы во двор Водоканала, наткнулись на скульптуру водовоза и мемориальную доску с именами работников, погибших во время блокады Ленинграда. Удивила чистота этой части города. Наконец, мы дошли до Смольного собора и монастыря — очередного шедевра Бартоломео Растрелли. Через ажурные ворота полюбовались видами Смольного как административного здания правительства Санкт-Петербурга и, конечно же, поглазели на памятник Ленину во дворе. От Смольного до площади Пролетарской Диктатуры прошли по аллее: слева высился бюст Карла Маркса, справа — Энгельса. Прогулялись по Тверской улице. В конце её находится здание с угловой башней. Жена была уверена, что встречала упоминание о встречах творческой интеллигенции в этом месте у Довлатова. В Таврическом парке мы пересекли по мостику большой пруд и вышли к памятнику Сергею Есенину. Оказавшись на Фурштатской улице, обнаружили нечто, ставшее уже совсем близким — генеральное консульство Германии. Неподалёку, напротив, находится дом, где некогда жил Алексей Смирнов, известный по роли Феди в фильме «Операция «Ы» и механика Макарыча в фильме «В бой идут одни старики». Мы дошли до проспекта Чернышевского и вскоре мчались в метро в сторону Девяткино.
До отъезда оставались считанные дни. Утром пришёл электрик и заменил две повреждённые розетки. Попили кофе и чай. Пришёл сын хозяйки — сдали квартиру, рассчитались за электричество и воду, условились о передаче ключей. Снова попили кофе и чай. Наконец, я сел за работу, а жена отправилась к подруге на станцию «Беговая», чтобы отвезти излишки провизии. Вечером встретились с Фёдоровыми в ресторане «Тан Жен» на Фонарном переулке, недалеко от Сенной площади. Везём им скромные подарки из Германии — пару бутылок пива, прохладительные напитки и сладкую горчицу. Фёдоровы ничуть не изменились. Посидели, выпили, поели. Здешняя кухня лишь немногим отличается от той, что была в ныне закрытом «Нихао» на Невском, поскольку на следующий день я чувствовал себя так же дрянно: желудок и поджелудочная болезненно реагировали уже на самое меня, как на главный источник их страданий. Северная китайская кухня явно не для меня — слишком жирная, слишком жареная и слишком солёная. Но при этом слишком вкусная, чтобы от неё отказаться.
Москва, 01.08.2021
Из Петербурга мы прибыли на «Сапсане», минуя Бологое и Тверь. Москва. Вот оно, знаменитое «вокзалов созвездие»: позади — Ленинградский, слева — Ярославский, напротив — Казанский. На Комсомольской площади нас встретили Кимы. Впереди был традиционный туристический маршрут: Красная площадь, Мавзолей, Кремль, Спасская башня, собор Василия Блаженного, Лобное место, ГУМ и улица Никольская, украшенная гирляндами из светодиодов общей длиной в 100 км. Прогулявшись по брусчатке, мы спустились к набережной Москвы-реки. Полчаса бродили по берёзовой роще, разбитой на месте бывшей гостиницы «Россия». В ГУМе многие из нас угостились советским мороженым, а на одном из мостов-переходов увидели стойку, украшенную колбами-конусами, наполненными разноцветными сиропами — газированные напитки, ещё одно лакомство советских времён. Пить не стали — очередь оказалась слишком длинной.
Далее наш маршрут пролегал через узкие московские улочки: Никитская — та самая, что «в семь часов у Никитских ворот», и Гнесинка, и памятник Фрунзе. Пройдя мимо ЦУМа, мы вышли к Большому театру. Через площадь напротив виднелся памятник Карлу Марксу, по пояс застрявшему в мраморной толще. Вдали высилось здание «Детского мира». Мы остановились в кафе «Страна, которой нет» в Охотном ряду — я выпил три стакана восхитительного лимонада с кусочками лайма, апельсина и лимона.
Позже Кимы показали нам старую Москву: Тверскую, Столешников переулок, Арбат, Гоголевский бульвар (знакомый по фильму «Москва слезам не верит») и многое другое. Наконец, мы дошли до храма Христа Спасителя. В этот момент зазвонили колокола — мы застали начало вечерни. Внутреннее убранство храма произвело на меня впечатление. Послушав хоровое пение и размеренное причитание священнослужителей, я поспешил выйти — хотелось успеть увидеть другие достопримечательности, коих в Москве, как и в Питере, предостаточно.
Мы прогулялись вдоль набережной Москвы-реки к ресторану корейской кухни Hite. Замечательно поужинали салатами, лапшой, морепродуктами, мясом на гриле и многим другим. Всё это запили бельгийским пивом PALM, напоследок смешав его с корейской водкой соджу разных вкусовых оттенков. Сытые и довольные, мы вышли на Пресненскую набережную, а когда стемнело, направились в сторону Москва-Сити.
Два дня пролетели незаметно, и мы вернулись в Петербург, а вскоре улетели в Мюнхен. Москва оставила приятное впечатление — во многом благодаря Кимам. Однако Питер для меня по-прежнему остаётся самым-самым: самым изящным, самым притягательным, самым интересным.